Профориентационная работа в школе

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель профориентационной работы в школе:

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

  • получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
  • выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

  • профессиональной просвещение;
  • профессиональная диагностика;
  • профессиональная консультация и др.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы:
  • формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
  • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
  • постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
  • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
  • представления о собственных интересах и возможностях;
  • приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
  • групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
  • профессиональное самопознание;

Направления и формы профориентационной работы в школе:

  • оформление уголка по профориентации;
  • осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.

Работа с учащимися:

  • профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
  • тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
  • консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);
  • расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-9 классы и др.);
  • организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
  • встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
  • участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
  • проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

Работа с родителями:

  • проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
  • индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

Перспективы профориентационной работы:

  • выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
  • организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
  • привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  • пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
  • создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
  • разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
  • организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.